"Маленькая школа"


Перейти к содержанию

СТАТЬИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ЖЕЛАЮЩИМ ПОЛУЧИТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ НА ОБУЧЕНИЕ



Автор статьи:
Лебедева Лариса Анатольевна


Что такое социальный налоговый вычет на обучение?


Это право налогоплательщика вернуть себе часть средств, потраченных на собственное обучение или обучение своих детей.

В каких случаях предоставляется вычет на обучение?


Обязательных условий для получения социального вычета три:
1) Человек должен быть налогоплательщиком и платить НДФЛ. Если налогоплательщик является ИП на УСН или применяющий ЕНВД, он не сможет воспользоваться налоговым вычетом. Если помимо указанных видов деятельности ИП получает доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%, то по таким доходам он может получить налоговый вычет.
2) Обучение должно быть оплачено за счёт собственных средств налогоплательщика.
3) Обучение должно происходить в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию или акредитацию.

Кто имеет право на получение социального вычета на обучение?

Сам налогоплательщик, оплативший собственное обучение в любом образовательном учреждении (школа, институт, курсы повышения квалификации, специальные курсы и т.д.), вне зависимости от формы обучения и возраста обучаемого. Родители ребенка до достижения им 24-летнего возраста, братья/сёстры, оплачивающие обучение. Опекуны и попечители, оплачивающие обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет или своих бывших подопечных до 24 лет на дневной форме. Другие лица, оплачивающие обучение детей (бабушки, дяди, тёти, меценаты и т.д.) не могут применить вычет.

Обратите внимание!

Для предоставления социального налогового вычета на обучение детей обязательно необходима очная форма обучения.

В каком размере производится социальный вычет на обучение?

Налогоплательщику возвращается 13% от суммы, потраченной на обучение за год. Но потраченная сумма, принимаемая к вычету, не должна превышать предельно допустимой. Предельные размеры установлены таким образом:- для социального вычета на образование детей максимальная сумма составляет 50 тыс. руб. на каждого ребенка для обоих родителей (попечителей) вместе; для социального вычета на собственное обучение предельная сумма не установлена, но есть ограничение общей суммы четырёх социальных вычетов: на лечение, на свое обучение, на уплату добровольных пенсионных взносов и на негосударственное пенсионное страхование - сумма не более 120 тыс. руб. При этом налогоплательщик сам выбирает, какие виды расходов и в каких суммах будут учтены в пределах этого максимума.

Какие документы необходимо подать для получения социального вычета на обучение и куда они подаются?

Чтобы получить социальный вычет, следует подать в налоговый орган по месту жительства:
1) налоговую декларацию (если вычет делается за несколько лет – декларации за каждый год);
2) справку о доходах налогоплательщика по форме N 2-НДФЛ, подтверждающую суммы полученного дохода и фактически уплаченного НДФЛ за отчетный налоговый период;
3) копию договора на обучение с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;
4) копию лицензии с приложениями, подтверждающей статус образовательного (учебного) учреждения (в случае если в договоре отсутствует ссылка на наличие лицензии у образовательного учреждения с указанием ее реквизитов);
5) копии платежных документов, подтверждающих фактические расходы;
6) копия свидетельства о рождении ребенка (если вычет осуществляется за обучение детей);
7) справку учебного заведения, подтверждающую, что ребенок обучался по дневной (очной) форме обучения, если договор не содержит сведений о форме обучения.

Обратите внимание!

Возможна ситуация, когда в договоре на обучение ребенка указан один родитель, а фактически оплату производил другой.
Статья 219 НК РФ не содержит условия обязательного предоставления социального вычета только тому супругу, который указан в документе на оплату обучения. Доходы, полученные каждым из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности являются их совместной собственностью (ст. 34 Семейного кодекса РФ). Поэтому, если родитель, указанный в документе об оплате обучения ребенка, не воспользовался социальным налоговым вычетом на обучение детей, то имеет право на получение этого налогового вычета второй родитель. Но следует учитывать, что налоговые органы имеют на этот счет противоположную точку зрения. Чтобы не возникло разногласий с налоговыми органами, оформите и представьте доверенность на внесение денежных средств супругом за обучение ребенка. Но лучше, если все документы, особенно платежные, будут оформлены на того родителя, который будет заявлять вычет.

Когда можно обращаться в налоговую за вычетом?

Получить вычет на обучение человек может по окончании года, в котором была произведена оплата за обучение. Если налогоплательщик не заявил вычет своевременно, он вправе сделать это ещё в течение трёх лет ( т.е. в 2013 году можно заявить право на вычет за 2012, 2011 и 2010 года) и подать весь комплект документов в любой рабочий день в течении всего года.

Можно ли перенести неиспользованные социальные вычеты на следующий год?

Нет, такой механизм не предусмотрен в налоговом законодательстве РФ.

Каким образом налогоплательщику возвращаются средства, потраченные на обучение?

Причитающаяся сумма переводится на банковский счёт налогоплательщика, наличие которого является обязательным. Наличными деньгами сумма не возвращается.

Обратите внимание!

Если в предыдущие три года Вы продавали имущество или подавали декларацию о доходах, это обязательно необходимо сообщить при заполнении декларации на социальный налоговый вычет.




ОСОБЕННОСТИ И ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА



Автор статьи:
Школьникова Елена Владимировна


Пальчиковые игры – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Они доставляют ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Многие родители зачастую сталкиваются с проблемой выбора нужной игры для ребенка, правильного подбора упражнений, также могут возникнуть вопросы по поводу объяснения и нужной подачи игрового материала детям. Ниже приведены рекомендации, помогающие, во многом, разрешить данные сложности:

Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

- Все указания необходимо давать ребенку спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов.
- Упражнения выполняйте в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Если ребенку сложно выполнять полноценное «пальчиковое» упражнение, рекомендуем для начала провести пассивные игры. Их цель – подготовка к выполнению основного задания, развитие мелкой моторики, массаж, обогащение эмоциональных впечатлений.

Приведем примеры подобных пассивных пальчиковых игр:

Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.
Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.
Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.
Игра «Ухо-нос»: левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ушко, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
Можно использовать отдельные приемы пассивных пальчиковых упражнений: постукивания подушечками пальцев, растирание (например, пиление, строгание, штрихование, пересекание), поглаживания (прямолинейные, спиралевидные, зигзагообразные, кругообразные, щипцеобразные, граблеобразные, просто глажение.), круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья.
Активные пальчиковые игры по своей сути – это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки прямо за столом, на кроватке или на полу. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая больше пальцев и увеличивая амплитуду движения. В таких играх ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Если дети с вашей помощью уже в таком возрасте научатся веселиться и получать удовольствие от выполнения игровых упражнений, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Приведем примеры активных пальчиковых игр для детей. Их цель – создание положительного эмоционального настроя, гимнастика пальчиков (и соответственно, развитие речи), развитие памяти, внимания, увеличение словарного запаса, стимулирование позитивного взаимодействия взрослого с ребенком.

Упражнение «Волк и заяц»


При выполнении упражнения с 1 по 4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.
5–6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками.

Волк раскроет свою пасть,
Хочет зайчика украсть:
Щелк да щелк, и снова щелк!
Не поймает зайца волк,
Пастью щелкает напрасно-
Заяц бегает прекрасно!


Упражнение «Избушка»


1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.
2 строчка – соединяем пальцы в замок.
3–4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.
5–6 строчки – размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

Избушка на лужочке,
Двери на замочке,
Ключик быстро подберем
И избушку отопрем.
Отряхнем ладошки,
Отдохнем немножко.


Упражнение «Дрова»


1–2 строчки – сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.
3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.
5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.
7–8 строчки – выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.

После завтрака мы с вами
В лес поедем за дровами.
Пилим-пилим, пилим-пилим!
Быстро мы бревно осилим!
Рубим-рубим, рубим-рубим!
Топором работать будем,
Привезем домой дрова,
Сложим посреди двора.


Упражнение «Ягодки»


Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

С ветки ягодки снимаю
(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку).
И в лукошко собираю.
(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой).
Будет полное лукошко.
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой).
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот).
Легким будет к дому путь!
(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках "убегают" как можно дальше).
Я поем еще малинки. (снова кладем ягодку в рот)
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять.
(считаем пальчики)
Пойду снова собирать.
(снова шагаем пальцами).




НЕДЕЛЯ В САДИКЕ — НЕДЕЛЯ ДОМА, ИЛИ О ТОМ, КАК ЧАСТО БОЛЕЮТ ДЕТИ



Автор статьи:
Кузьмина Анастасия Андреевна


Радости вашей нет предела — вы ходите в детский сад. Все хорошо, только одно НО. Ваш ребенок стал чаще болеть. Неделю вы ходите в садик — неделю сидите на больничном. Вам кажется, на работе на вас начинают косо смотреть: с больничного на больничный. Да и за ребенка вы переживаете. Почему это происходит и как с этим бороться?

Все по порядку. Причин, по которым ваш ребенок так часто болеет, может быть несколько: это и сниженный иммунитет, и усталость, и эмоциональное состояние. Особенно часто ребенок болеет в первые два года посещения детского сада? Что ж, вы не одиноки. Более 90% детей, которые посещают детский сад, болеют около 7-8 раз в год.

Кто виноват? Вы хватаетесь за голову, думаете о том, что воспитатели где-то недоглядели, или опять какой-то недобросовестный родитель привел в сад заболевшего малыша. Не ищите крайнего. То, что на первый взгляд для вас вполне очевидно (мой ребенок болеет потому что в сад водят больных детей) на самом деле сложнее.

Во-первых, стоит понимать, что каждый ребенок с рождения наделен определенным набором бактерий, который он получает каждый день в своей семье. В садике ребенок впервые сталкивается с новой для него флорой (с носителями этой флоры), и не удивителен такой вариант, когда ребенок заболел через несколько дней при отсутствии явных видимых причин (извне), т.е. все остальные дети в группе абсолютно здоровы. Должно пройти какое-то время, чтобы ребенок ужился с этой флорой, получил иммунитет.

Во-вторых, не забывайте о том, что посещение детского сада в первый год — стрессовая ситуация для ребенка. Нарушается привычный для него образ жизни. Мама уделяет ему не так много времени, как раньше. А вот когда малыш заболевает, все возвращается в привычный для него круг: мама всегда рядом.

Происходит следующее: на бессознательном уровне ребенок понимает, что для того, чтобы мама была рядом с ним – ему нужно заболеть. Бессознательно он «обучается» изменять состояние своей иммунной системы. Мама и врачи сразу превращают его в «слабенького» ребеночка со слабым здоровьем. Чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо определенным образом вести себя с ребенком во время болезни. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно.

Если вы всерьез озабочены здоровьем своего крохи и хотите чтобы он реже болел — укрепляйте иммунитет. Как это сделать? Нерациональное питание и нездоровый образ жизни - то первое, на что нужно обратить внимание, если вы хотите укрепить защитные силы организма вашего ребенка. Всем известно, что здоровое питание, отсутствие вредных привычек и закаливание – залог крепкого здоровья. Обратите внимание, что во многих садах (и частных, и государственных) введена особая программа здоровья. Как правило, это целый оздоровительный комплекс, включающий в себя утреннюю зарядку, закаливающие процедуры, иногда и прием витаминов, кислородных коктейлей.

С другой стороны, есть люди, которые имеют свое особое мнение по отношению к частым болезням ребенка в детском саду. Например, одна моя знакомая считает, что чем больше ее ребенок болел в детском саду — тем лучше. Она аргументирует это тем, что у него, таким образом, выработается иммунитет,
и к тому моменту, когда он пойдет в школу, болеть он будет все меньше и меньше. Согласитесь, пусть уж лучше малыш поболеет в саду и его организм выработает иммунитет, чем, будучи уже школьником он будет пропускать по неделе, а то и по две учебного процесса.

Если ваш ребенок часто болеет, не отчаивайтесь. Найдите в себе силы и постарайтесь сделать все, чтобы укрепить здоровье вашего малыша. И помните, что вирусы и бактерии - часть того мира, в котором мы живем. Важно не пытаться убить их при помощи таблетки, а научить организм жить с ними в содружестве, повысив его защитные силы.




ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ



Автор статьи:
Михайлова Вера Александровна

Такие разные дети!

Как то я познакомилась с книгой Аси Штейн «Раннее развитие. Как приучить ребенка читать». Очень интересным для меня был новый взгляд на обучение детей, в зависимости от их типа восприятия окружающего мира (то есть способа получения информации).
Причины психологических и поведенческих различий между людьми глубоки и сложны. Многие из них связаны с тем, какое полушарие мозга является ведущим. Левое полушарие- «аналитическое», оно дробит целостный образ на знаки, систематизирует его, благодаря чему человек воспринимает мир как совокупность знаковых систем. Правое полушарие - интуитивно-образное, его работа строится иначе: информация поступает сюда нерасчлененной и воспринимается как единое целое. Левое полушарие помогает нам говорить и понимать речь(кроме левшей), считать и разбираться в схемах и картах. Благодаря правому «творческому» мы рисуем и наслаждаемся живописью, сочиняем и слушаем музыку, испытываем озарения и творческие порывы. И в зависимости от взаимодействия правого и левого полушарий дети по-разному воспринимают информацию, используя для связи с окружающим миром различные каналы. Одним легче выразить себя в слове, для других гораздо важнее цвет, третьи лучше всего воспринимают и выражают информацию с помощью схем и таблиц, стихия четвертых- звук и музыка. В связи с этим условно можно разделить детей, воспринимающих мир через: слово, знак, звук и цвет.

Ребенок слова

Такие детки склонны к интуитивному, а не аналитическому восприятию мира. Они, как правило рано начинают говорить, не пытаясь повторять отдельные слова, а стремясь воспроизвести поток речи, из которого, по мере совершенствования артикуляции, выделяют отдельные слова.
Для развивающего обучения таких детей хорошо подходит система Домана, хотя, как правило, они очень рано начинают читать самостоятельно, даже если их не учили, причем читают не по складам, не по буквам, а сразу целыми словами и «блоками». Лучший способ научить «ребенка слова» чтению – побольше ему читать вслух. Слушая ваше чтение, малыш очень быстро будет запоминать тексты наизусть и очень скоро научиться читать сам, соотнося звуковой и зрительный образы слова.
Многие «дети слова» обладают «врожденной грамотностью»: они умеют писать без ошибок, без знания правил, и нет необходимости заставлять их заучивать орфограммы и подбирать проверочные слова. В то же время они могут не очень хорошо усваивать грамматику и могут испытывать трудности при определении падежей, разборе предложений.
У «детей слова» развито текстовое мышление, и в дальнейшем лучший метод обучения для них – самостоятельная работа с книгой, в том числе с научной и справочной литературой. В написании различных сочинений, эссе, рефератов и статей им обычно нет равных.
Постоянно погруженные в чтение «дети слова» нередко перестают разграничивать реальный и вымышленный мир, начинают всерьез отождествлять себя с любимыми героями. Не стоит пугаться этого и думать, что у ребенка что-то не в порядке с психикой, но стоит попытаться увлечь его еще чем-то кроме чтения.
«Ребенок слова» обычно очень доверчив. Слово для него настолько весомо, что он не может заподозрить, что ему говорят неправду. Малыш будет до последнего верить в Деда Мороза, волшебную палочку, если вы убедите его в их существовании.
Такие дети, как правило, начисто лишены азарта, поэтому редко добиваются спортивных успехов и почти не интересуются играми, построенными на соревновании. Зато часто они способны сидеть, подолгу глядя в одну точку, а на возмущенные вопли родителей: «Почему ты ничего не делаешь?» отвечают: «Ты что не, видишь, я же играю!»

Ребенок знака

В основном у них доминирует левое полушарие. Это аналитики и изобретатели. Такие дети обычно не торопятся с речью. Помалкивая до поры до времени, они накапливают информацию о языке и почти сразу начинают говорить длинными фразами. Нередко такой малыш, заговорив первым делом, рассказывает наизусть «Доктора Айболита», которого вы читали ему год назад. Старайтесь читать побольше молчунам, так как им нужно основательно изучить язык, прежде чем они начнут говорить.
Дети, входящие в эту группу, редко испытывают трудности при обучении чтению, но им, как правило , нужно объяснить логику превращения букв в звуки. Для занятий с ними замечательно подходят те методики, в которых есть внутренняя логика и четкий алгоритм. Лучше всего такие дети обучаются читать по системе Зайцева.
В детстве они редко любят поэзию, но в отрочестве, заинтересовавшись основами стихосложения, часто начинают не только с увлечением читать, но и писать неплохие стихи. Практически все они увлекаются чтением энциклопедий и научно-популярных книг. Но нужно следить, чтобы они полностью не заменили малышу художественную литературу, не лишили его волшебного мира сказки, не помешали его эмоциональному развитию.
Если в вашем доме поселился «ребенок знака», то скорее всего, в его детской не будет ни одной неизученной игрушки, под ногами у вас вечно будут болтаться клубки проводов и хрустеть микросхемами, вы на долгие годы обречены вздрагивать от химических взрывов и выслушивать доклады о рационализаторских усовершенствованиях, которые, пока вы ходили в магазин, были внесены в работу вашей стиральной машины или микроволновой печи. Они прирожденные изобретатели, и для них нет большого счастья, чем копаться в розетке или паять микросхемы.
Из детей «детей знака» не всегда получаются технари. Нередко они становятся блестящими лингвистами. Словом, они могут преуспеть в любом деле, в котором необходимы логика и четкое видение внутренней структуры того или иного явления.
Такие дети крайне азартны, они могут стать отличными спортсменами.
«Дети знака» не склонны ничего принимать на веру, здравый смысл не позволяет им слишком долго верить в волшебство, и не удивляйтесь, если, получив от вас «авторитетный» ответ на свой вопрос, чадо тут же отправится сверять сведения с энциклопедией.
Их комнаты и письменные столы часто выглядят как вулканы после извержения, в этом хаосе, скорее всего , есть тщательно продуманная закономерность, и нет худшего наказания для малыша, чем заставить его «разложить все по местам», или, тем более «выбросить сейчас же всю эту дрянь». «Дети знака» безумно любят органайзеры, копилки, коробочки с секциями – все то, что помогает структурировать пространство и время.
«Дети знака» обычно очень педантичны, честны, обязательны и пунктуальны. Они абсолютно буквально понимают каждое слово (ведь оно для них знак), поэтому будьте крайне сдержанны при их критике, ругайте коротко и по делу, старайтесь не использовать эмоциональные оценки.

Ребенок звука

«Ребенок звука», как правило, рано начинает говорить, но обычно не слишком заботится о качестве речи, может долго «сюсюкать» и коверкать слова. Такие дети часто нуждаются в помощи логопеда. «Детям звука»обычно очень нравится, когда им читают вслух, они обожают слушать записи литературных спектаклей и детских песен, но, как правило, не очень рано начинают читать сами. Звучащее слово для них гораздо важнее написанного.
Процесс перевода букв в звуки и звуков в буквы может вызвать у них затруднения. Чтобы в дальнейшем у малыша не было трудностей с чтением и письмом, с ним можно позаниматься по кубикам Зайцева. «Ребенок звука» может привлечь то, что при занятиях по этой системе буквы и складываются и пропеваются на различные мелодии. Но иногда «дети звука» категорически отказываются изучать какие-либо таблицы и схемы (что включаются в эту методику). В этом случае лучше не настаивать, ведь все равно рано или поздно малыш научится читать – хотя, может, и несколько позже других детей. Насилие же абсолютно неприемлемо в общении с чувствительными и ранимыми «детьми звука», да и с любыми детьми.
Из-за хрупкой, тонкой организации нервной системы, «дети звука» бывают крайне консервативны. Малыш может десятки раз слушать одну и ту же книгу, отказываясь познакомиться с чем-нибудь новеньким. Они ,как правило не любят «ужастики» и захватывающие приключения, им больше по душе « просто книжки про детей, с которыми ничего не случается»(например «Малыш и Карлсон» или «Денискины рассказы»). Зато именно такой ребенок способен наслаждаться сказками Пушкина, тонко понимать и чувствовать поэзию. Не стоит форсировать события. В свое время ребенок одолеет и «Остров сокровищ» и «Трех мушкетеров».
Обладая богатым ярким внутренним миром, «ребенок звука» может несколько запаздывать в интеллектуальном развитии. Образное мышление у него явно доминирует над аналитическим, и в занятиях, требующих смекалки, логики, активной словесной деятельности, он может отставать от сверстников. Не расстраивайтесь. Если вы не дадите сформировать у малыша комплекс неудачника, к старшим классам он нагонит , а может и перегонит одноклассников. Зато у него уже в раннем детстве есть такие дарования, которые даны не многим.
В школе «ребенок звука» может с легкостью схватывать объяснения учителя и при этом испытывать трудности при самостоятельной работе с текстом. Совсем маленьким можно помогать дома. Например, читать условие задачи вслух. Но нельзя превращать это в систему. Нужно потихоньку, по мере возможностей, прививать ребенку навыки самостоятельной работы с текстом.
«Ребенок звука» необычайно музыкален и артистичен. У него могут быть великолепные вокальные данные, и он легко научится играть на любом музыкальном инструменте, а то и на нескольких. Как правило, таких детей с распростертыми объятиями встречают в музыкальных, танцевальных школах и хоровых студиях. Но будьте бдительны. Беда российских музыкальных школ - ранний профессионализм. Программа требует огромных усилий, а одаренного ребенка учитель, желая сделать из него звезду, может гнать вперед без меры.
Маленькие лицедеи обожают играть в театр. Чаще всего это будет «театр одного актера»: и актера, и певца , и режиссера. Малыш будет выдумывать сюжеты, а может разыгрывать любимые книги, мультики, сериалы. У «детей звука» великолепная слуховая память, они могут помнить наизусть десятки стихотворений и песенок. И девочки и мальчики любят играть в куклы. Если кукол не окажется под рукой , они быстренько разыграют целое представление , актерами в котором будут, фломастеры, пузырьки, бельевые прищепки. К логическим играм, конструкторам и техническим игрушкам эти дети, как правило, абсолютно равнодушны.
«Дети звука» могу преуспеть в любой профессии, требующей артистизма: стать хорошими педагогами, адвокатами, журналистами, политиками. Нужно только, чтобы в раннем детстве им не привили отвращения к школе. При благоприятных условиях в старших классах они начинают неплохо учиться и могу прекрасно закончить школу, но именно им необходима поддержка и понимание родителей, которые будут снисходительно относиться к их неудачам и стараться адаптировать школьную программу к их нестандартному мышлению.

Ребенок цвета

Он, кажется, уже рождается с карандашом в руках и, за неимением мольберта, начинает покрывать шедеврами все доступное пространство: обои, пол, бабушкин сервант, собственное пузо....
По правде говоря, хорошо рисуют абсолютно все дети, если их не отучили от этого. Но для «ребенка цвета» рисование – главный и самостоятельный канал связи миром. Он не создает иллюстрации к своим литературным произведениям, не делает декораций к спектаклям, не рисует схемы к изобретениям и наглядные пособия. Он просто живет цветом, линией, объемом.
Как ни странно, именно про этих детей говорят, что они плохо рисуют. Живописный и графический образ для них настолько самодостаточен, что они не пытаются его конкретизировать, не торопятся научиться передавать сходство с реальным предметом. Если им не мешать, они долго остаются «абстракционистами», но у них, как правило, с самого раннего детства великолепно развито чувство цвета и композиции. Позже они обычно с легкостью овладевают художественной техникой.
«Ребенок цвета» обычно молчалив и не очень рано начинает говорить просто из-за того, что речь для него - не самый важный канал связи. Но постоянная работа карандашом или кистью, возня с пластилином прекрасно развивают мелкую моторику, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на формирование тех отделов мозга (в основном, в левом полушарии), которые отвечают за речевую деятельность. Поэтому у много рисующих детей, как правило, не бывает серьезных логопедических дефектов (если речь не идет, конечно, о грубой враждебной патологии), они легко овладевают чтением по любой достаточно наглядной системе и без проблем учатся письму. Выучить азбуку «ребенку цвета» помогут любые методики, где буква соотносится с каким-то изображением.
«Дети цвета» не очень хорошо воспринимают материал на слух, но обладают великолепной зрительный памятью. Поэтому им, как никому другому, необходимы красочные словари и атласы, качественные наглядные пособия. «Ребенок цвета» не приемлет готовых схем, сухой логики, ему необходима яркая образная подача материала, эмпирические наблюдения, опыты, работа с муляжами, гербариями, препаратами, хорошие учебные фильмы. Детям этого типа хорошо даются науки, требующие пространственного воображения: геометрия, черчение, география, биология, - они могут неплохо успевать и по гуманитарным предам , но только если повезет с учителями.
Хотя «ребенок цвета» может много и с увлечением читать. Чтение для него – не самодостаточное занятие, а скорее материал для дальнейшего творчества, источник вдохновения. Поэтому старайтесь особое внимание уделять иллюстрациям и вообще качеству детских книг. Вашему малышу будет интересно и полезно рассматривать иллюстрации к одной и той же сказке разных художников. Нередко юный художник считает, что книга недостаточно красочно оформлена и начинает её «иллюстрировать» самостоятельно. Не ругайте малыша за испорченную книгу. Лучше предложите в нужных местах вклеить чистые листы и нарисовать, что захочет.
Такие дети обычно обожают мастерить и в самые немыслимые предметы, и материалы ухитряются вдохнуть жизнь и превратить их в произведения искусства. Так что родителям совершенно необходимо суметь увидеть этот шедевр и восхититься им, как бы сильно не отличалась инсталляция вашего чада от общепринятых представлений о прекрасном. И ни в коем случае, нельзя требовать, чтобы дитя «не захламляло квартиру дрянью».

Желаю удачи в познании своего малыша.




МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ



Автор статьи:
Михайлова Вера Александровна

Мальчики и девочки. Мы такие разные


Мы часто видим, наблюдаем и слышим, что девочки и мальчики очень разные, они отличаются друг от друга. Так в чем же различия?
По данным исследования Еремеевой В. Д., Хризман Т.П.(1998 г) уже с самого рождения у мальчиков и девочек наблюдается существенное различие в функциональной организации мозга.
Зачем нужны природе различия в психике мальчиков и девочек? Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской - на прогресс.
Женщины как бы более одинаковы; у мужчин же больше и полезных, и вредных мутаций. Потому-то среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.
Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.
В чем проявляются различия?
Ходить мальчики начинают примерно на 2-3 месяца позже, на 4-6 месяцев позже начинают говорить.
К 7 годам мальчики, как правило, по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.
До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму.
У девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.
В играх девочки чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Мальчики в играх чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется больше пространства, чем девочкам.
В эмоциональной сфере мальчики и девочки реагируют по-разному. В ситуации, вызывающей эмоции, у девочек резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мальчики же кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Мальчики же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.Мальчики дают пик эмоциональной активности на первых минутах разговора, но он, в отличие от девочки, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. Чтобы не сломаться, мальчики просто отключают слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Для мальчиков фразы должны быть четкие и более емкие по смыслу.

Как эти особенности сказываются на учебе у детей?

К поступлению в школу (к 7 годам) у мальчиков еще есть отставание в малой моторике рук: чувствительность их пальцев более низкая, как результат - держать ручку, карандаш или ножницы ему намного сложнее, чем девочкам. А вот большая моторика, которая находится в стадии развития, наоборот, преобладает. Поэтому у мальчиков возникают большие проблемы с усидчивостью и дисциплиной на уроке.
Время, необходимое для вхождения в урок (период врабатываемости) также зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго.
В дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно, а вот мальчики мыслят нестандартно и интересно, но им более свойственно молчание, их внутренний мир часто скрыт от нас и кажется, что они не думают, не ищут решения. Но нам всего лишь так кажется.
Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. Мальчикам не свойственна тщательность решения и аккуратность оформления. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях, что повлияет на конечный результат-оценку.
Девочкам и женщинам свойственно лучше выполнять типовые, шаблонные задания, тщательно прорабатывают детали. Девочки быстрее читают и красивее пишут, у них беглая речь, но подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов лучше удаются мальчикам. Исследования обнаружили, что уже у 6-летних мальчиков есть специализация мозга для пространственного восприятия и мышления, а у девочек ее нет и в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

Мальчики более ориентированы на усвоение информации, а девочки на отношения между людьми. На появление чего-то нового мальчики задают вопрос «Что это?», «Для чего это?», а девочки начинают с оценки - «нравится-не нравится», «красиво-не красиво».
Девочки в большинстве своем тише и прилежнее, им проще дать задания, поручать определенные дела. Мальчики же все время пытаются внести что-то новое, выйти за заданные рамки.

Усталость девочек часто вызвана истощением правого «эмоционального» полушария, мальчики же чаще утомляются и истощаются интеллектуально при снижении активности левого «рационально-логического» полушария. В этом случае лучше использовать упражнения на смену деятельности: при эмоциональном истощении - занятия на логику, например конструирование; при интеллектуальной утомляемости - активизация эмоциональной сферы, например такие упражнения, как «Изобрази эмоцию», «Отгадай эмоцию» и пр.

Наши мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Но все они хотят быть для мамы и папы самыми хорошими и самыми любимыми. Постарайтесь понять и принять их такими, какими создала их природа. В добрый путь!


При воспитании мальчиков


Если ваш ребенок активный, установите для него перекладину для подтягивания. Физические упражнения очень полезны, особенно для мальчиков, чтобы «выпустить пар», дать выход чрезмерной энергии.
Поддерживайте активную модель поведения вашего ребенка, так как именно активность является важной чертой мальчика.
Ролевые модели важны в воспитании мальчика, они будут проявляться во всех аспектах жизни вашего ребенка. Мальчишкам необходимо общение с мужчинами, не обязательно с отцами.
Выделяйте у мужчин положительные качества, например: внимательность, ответственность, мужественность, доброжелательность и т.д.
Всегда говорите мальчику, что верите в него, что у него все получится, хвалите его не только за блестящие результаты, но и за усилия, даже если они пока не увенчались успехом.
Приобщая мальчика к вашим ценностям, разрешите ему интерпретировать их по-своему. Он будущий мужчина, и он будет реагировать на эмоциональные ситуации не так, как это делаете вы.
По возможности заинтересовывайте и приобщайте сына к выполнению несложных обязанностей по дому, работе с техникой.

Перед занятием или выполнением какого-либо задания дайте возможность вработаться, то есть настроиться на работу. Переходите от простых заданий к сложным.

При воспитании девочек


Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания.
Приводите примеры из жизни известных героинь. В них немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.
Чаще предоставляйте девочке возможность проявлять заботу о ком-то. И, обязательно, отмечайте это: признание заслуг - огромный стимул для ребенка.
Если девочка часто проявляет «разбойничьи выходки», постарайтесь занять ее в спортивных, подвижных играх.
Гармоничные и нежные отношения с отцом очень важны, потому что любая женщина ищет будущего мужа, ориентируясь на этот детский опыт взаимоотношений.
Приучайте девочку к домашнему труду, но в разумных пределах. Иначе, выйдя замуж, вопреки ожиданиям она может сказать «Ну вот, теперь можно отдохнуть!»
Мама должна очень трепетно относиться к растущей в семье девочке, являться для нее примером во всем. Заниженная самооценка у взрослой женщины почти всегда является результатом недостаточной любви матери в детстве или ее излишней критичности и требовательности.
Девочки очень нуждаются в тактильных прикосновениях, в ласке получая тепло, любовь и поддержку, приобретая уверенность в себе.
С детства приучайте девочку следить за собой и за порядком в своей комнате.
Для нормального развития девочке необходимо не только получить определенный набор умений и навыков, но и научиться строить отношения с мальчиками.
Следует избавиться от гендерных стереотипов, например таких, как «Мальчики-более способные математики». С раннего детства девочке лучше слышать от взрослых: «Девочки в математике могут достичь больших высот» и т.д.

Нужно помнить, что образ своей куклы ребенок переносит на себя. Подбирайте для девочки кукол с нежными лицами и ролевыми позициями: кукла-мама, кукла-папа, кукла-ребенок.


Желаю удачи в познании своего малыша.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ



Автор статьи:
Петрова Вера Владимировна

«Использование ТРИЗ - технологий в обучении детей 3-7 лет английскому языку»

Каждый современный человек понимает, насколько важно овладеть иностранным языком в условиях политкультурного общества. Известно, что чем раньше ребенок начинает слышать иностранную речь, пробует общаться на иностранном языке, тем эффективнее идет овладение иностранным языком как средством коммуникации. В раннем возрасте все занятия следует проводить в игровой форме, так как, во-первых, игра - это основной вид деятельности в данном возрасте, а во-вторых, знания, получаемые в ходе игры, усваиваются детьми непроизвольно, подсознательно. А именно такой способ усвоения знаний является самым надежным и долговременным. Игры, применяемые на занятии должны способствовать увеличению речевой активности детей и формировать у них познавательного интерес. Решение данной проблемы нашлось в использовании ТРИЗ технологий (ТРИЗ — теория решения изобретательских задач). Помимо формирования и развития социальной компетенции, ТРИЗ также формирует сильное мышление и воображение. Именно воображение необходимо на занятиях по английскому языку, так как нам приходится самим создавать языковую среду.
Какие же игры и упражнения могут применяться на занятиях по английскому языку и не только, которые способствуют повышению рече-мыслительной деятельности детей?


Формирование умения выявлять функции объекта.

Игра: «Что умеет делать?».
Оборудование: пиктограммы с различными действиями (летать, бегать, прыгать, плавать).
Описание игры: детям предлагается какой-либо объект. Им нужно определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
На занятиях по английскому языку дети, используя пиктограммы, рассказывают о животных, которые представлены игрушками, либо картинками.
Ходигры:
"What a cat can do?" - "It can run".

Сравнение систем.

Игра «Раз-два-три ко мне беги».
Оборудование: картинки с изображением различных объектов.
Описание игры: Играющим раздаются картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. По определенной установке дети подбегают к ведущему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок.
Примерный ход игры: "Раз, два, три, все у кого есть хвост, ко мне беги!"
("One-two-three, who has a tail - come up to me!")
Примечание: можно использовать задания на функцию или свойство объекта.
Например: "Раз, два, три, тот, кто большой, ко мне беги!" (подбегают дети, у кого изображены крупные животные).
("One-two-three, who is big - come up to me!").

Универсальные игры.

1. «Теремок» (игра-пароль).
Цель игры: пополнение словарного запаса.
Примерный ход: Ведущий - в мой теремок зайдут те, у кого есть красный цвет
("who has some thing red").
Вариант 2.
Англоязычный вариант сказки теремок, где дети называют животных по-английски. Особенностью является звукоподражание животным, которое отличается в разных культурных обществах.
2. «Да-нет».
Различаются следующие виды игры:

а) Линейная - объект отгадывают по одному признаку.
Например: Ведущий - я загадал объект, который умеет летать.
("I think of animal, that can fly. What's this?"). Дети перечисляют только те, объекты, которые обладают данной функцией.
б) Плоскостная или пространственная. В первой объект отгадывается по двум измерениям. Во второй - по трем измерениям. На этих играх ставятся понятия, позволяющие ориентироваться на плоскости и в пространстве (лево-право; верх-низ, близко-далеко).

в) На загаданный объект - дети отгадывают объект из представленных.
Например: ребенок загадал игрушку на столе. Остальные дети путем перечисления отгадывают эту игрушку
("Is this a cat? -No. Is this a dog? -Yes").
В заключение следует сказать о том, что использование современных методов ТРИЗ-технологий способствуют повышению интереса к ознакомлению с иностранным языком и уверенности детей в общении на языке, снижает трудности лингвистического характера, в том числе снимает языковой барьер.



КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ ПЕРВЫЙ РАЗ?



Автор статьи:
Старовойтова Екатерина Андреевна

Что является причиной посещения логопеда? Что такое «речь развивается в норме»? Срочно «бежать» к логопеду или подождать? Это вопросы, которые должен задать себе каждый родитель, имеющий ребенка дошкольника. Ответы на эти вопросы и просты и сложны одновременно. Попробуем разобраться вместе.
Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому, что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения. Поэтому, если ребенку уже три годика, а он не разговаривает, или произносит слоги и отдельные слова, не надо ждать, когда у него появится развернутая речь, необходимо обратиться к логопеду за консультацией.
Часто при оценке речевого развития ребенка, взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.
Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.
Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты (если у него есть какие-то проблемы с речью), и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

В 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь, не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Где Баба?», не реагирует на своё имя.
В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».
В 2 года ребёнок не разговаривает.
В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.
К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук».
К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».
К 3-4 годам он не слышит слогов в слове: искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги; не может проговорить все слово целиком, сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.
Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают.
При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз. Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.
Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
Не стремиться к общению.
Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.
Дорогие родители! Помните: только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать Вам подробную консультацию.


КАК ПРИВИТЬ РЕБЁНКУ-ДОШКОЛЬНИКУ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ?



Автор статьи:
Веткина Наталья Васильевна

Уважаемые родители! Предлагаем Вам следовать основным правилам по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению и тогда вероятность того, что ребенок полюбит и быстро научиться читать возрастет.

1. Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
7. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
8. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
9. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

Если у Вас возникли трудности при обучении чтению, обращайтесь за помощью к специалистам УЦ «Дети Индиго».

Желаем Вам успехов!!!



КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Автор статьи:
Егорова Анна Владимировна

Если вы заметили, что ваш ребенок не выговаривает какие-то звуки или произносит их искаженно, то необходимо обратиться к логопеду. Коррекция звукопроизношения именно в дошкольном возрасте позволит вам избежать многих проблем, которые могут возникнуть в жизни ребенка: это и личностные нарушения (заниженная самооценка, замкнутость, боязнь общения), и проблемы в овладении школьной программой (чтение и письмо) и др.

Структура логопедического занятия:

Для каждого ребенка логопедическое занятие происходит по своему, в зависимости от вида и степени нарушения. Коррекционная работа логопеда по устранению нарушений звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

  • Подготовительный этап (развитие общей и мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие фонематического слуха)
  • Постановка звуков
  • Автоматизация звука (отработка поставленного звука вслогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах)
  • Дифференциация звуков (цель данного этапа— научить ребенка различать смешиваемые звуки иправильно употреблять ихвсобственной речи)

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.
В
задачи логопеда также входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок, развитие связной речи, развитие мелкой моторики.

Последовательность постановки звуков

Т.Б. Филичева советует исправлять недостатки звукопроизношения с учётом появления звуков в онтогенезе: сначала свистящие (с, з, ц), затем шипящие (ш, ж, ч, щ), потом сонорные звуки (р, л).
Однако способ и последовательность постановки звуков так же индивидуальна, как и сами дети, и в каждом конкретном случае работа будет строиться, исходя из возможностей ребёнка.


Почему необходимо выполнять артикуляционную гимнастику?

Правильное произношение звуков происходит благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. При нарушенном развитии выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Выполнять артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы закреплять у детей новые правильно вырабатываемые навыки. Лучше её делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. В зависимости от возраста и состояния ребёнка предлагают разное количество упражнений за раз (но не менее 2-3).
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдается, как и в общей педагогике, основной принцип дидактики – от простого к сложному. Соблюдая определенную последовательность, логопед предлагает работу по развитию артикуляционной моторики от легко выполнимых упражнений к более сложным. Утомительные и трудные для многих детей упражнения перестают казаться таковыми, когда логопед превращает занятие в игру.
Чаще всего артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как считается, что в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Тем не менее, иногда в положении стоя удаётся добиться не меньшего эффекта.
В работе очень важен зрительный контроль артикуляционных действий. При этом ребёнок должен хорошо видеть и лицо взрослого, и свое лицо, для обучения, сравнения и правильного выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.

Работа по развитию артикуляционной моторики проводится следующим образом:


Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
Затем взрослый показывает выполнение упражнения.
Далее упражнение делает ребёнок под счёт взрослого, который контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: за точностью движения, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью позы, за плавным переходом от одного движения к другому. Следует помнить, что упражнения выполняются медленно, ни в коем случае не быстро.

Этапы работы над звуком

Исправление звуков проводится поэтапно.

1. Подготовительный этап: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука; Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).
2. Формирование первичных произносительных умений и навыков: Постановка звука; Автоматизация звука; Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.
3. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения).


Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:


1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2. Автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце);
3. Автоматизация звука в предложениях;
4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
5. Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;
6. Автоматизация звука в разговорной речи.


Сроки постановки звуков

Один из наиболее частых вопросов, которые задают родители: «Cколько необходимо времени, чтобы поставить звук, исправить звукопроизношение?» Ответить на этот вопрос точно нельзя. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка (темперамента, работоспособности и др.), от стремления к преодолению дефекта, от степени нарушения. В любом случае, если вы обратились за помощью к логопеду, результат будет. Ведь перед началом логопедических занятий проводится консультация, на которой в процессе беседы и диагностики выясняются индивидуальные особенности вашего ребенка, изучается специфика речевого нарушения, свойственного именно вашему ребенку, и подбирается индивидуальная система коррекционных мероприятий по преодолению нарушений звукопроизношения.

Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов:

  • степени сложности недостатка
  • индивидуальных и возрастных особенностей ребенка
  • регулярности занятий
  • от участия родителей в коррекционном процессе


Процесс коррекции речи может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.
Постановка звука в большинстве случаев – более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса. Работу на этапе автоматизации звука следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи. Необходимо постоянно контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно. У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился. Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.


Почему необходима помощь родителей?

Если ваш ребёнок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки. Таким образом, этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука вобычной разговорной речи. На этот момент приходится обратить особое внимание, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его всвоей самостоятельной речи. Чаще всего это имеет место при преждевременном прекращении логопедических занятий, что случается в основном по вине родителей. Именно по этой причине к логопедам потом нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи.

Помощь логопеда со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля правильности его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль всей речи ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем сделано это будет в самый короткий срок, что избавит родителей от необходимости долго водить ребенка к логопеду.
В случаях искаженного звучания звука (а не его замены) этапом автоматизации обычно изаканчивается работа над коррекцией звукопроизношения. Например, если ребенок произносил звук
"р" картаво или "с" межзубно и не смешивал эти звуки сдругими, то очень мало вероятности, что он вдруг начнет их смешивать после коррекции. Здесь важно только воспитать у него умение отличать правильное звучание звука от дефектного, что необходимо для самоконтроля.
Когда же мы имеем дело со звуковыми заменами, то они обычно еще долго дают о себе знать, и для их окончательного преодоления необходима специальная ииногда довольно продолжительная работа.
Таким образом, никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению положительных результатов в коррекции звукопроизношения, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Необходимо разрушить иллюзию, весьма распространённую среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребёнка только в результате посещения им логопедических занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребёнка не происходили на занятиях с логопедом, они закрепятся лишь при систематических домашних занятиях ребёнка с помощью родителей (по заданию логопеда). Логопед заводит индивидуальные тетради на каждого ребёнка, в которую он записывает индивидуальные задания.

Рекомендации по организации ежедневных занятий с ребёнком дома

1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
2. Время занятий (15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом.
5. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.


Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
2. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
5. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.


Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!

ЧУДО МЕТОД: ВИТАМИН МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ




Автор статьи:
Артемова Елена Александровна

Профессор психотерапии Борис Зиновьевич Драпкин создал уникальный метод. Он основан на традициях отечественной науки, а также на опыте народной медицины.
Мама и ребенок тесно связаны друг с другом. Именно мы – мамы влияем на физическое и психическое здоровье своих детей.
" Постарайтесь представить себе, что ваш малыш имеет внутри некий резервуар, который в принципе всегда должен быть насыщен материнской любовью. И если этой любви начинает не хватать, малыш болеет — телом как бы кричит о своих проблемах".


Есть несколько несложных способов пополнить этот резервуар.

  • Как можно чаще смотреть в глаза ребенку, с любовью и нежностью.
  • Почаще поглаживать его, обнимать, похлопывать, возиться с ним.
  • Но есть еще путь, один из самых эффективных — рассказывать о своей любви и заботе.


Материнский голос — это великолепное и такое необходимое малышу лекарство! "Мы стремимся к тому, чтобы мамин голос стал внутренним голосом малыша, — подчеркивает Драпкин. — Мама дает ребенку определенные позитивные установки, и это воздействует на весь организм малыша, закрепляясь на сознательном уровне и оказывая влияние на все органы крохи".

Метод Драпкина состоит из 4 блоков:


1-й блок. Витамин материнской любви

Я тебя очень сильно люблю.
Ты — самое дорогое и родное, что у меня есть.
Ты — моя родная частичка, родная кровинушка.
Я и папа тебя очень сильно любим.

2-й блок. Физическое здоровье (говоря, представляйте своего ребенка в идеале, здоровым и крепким)

Ты сильный, здоровый, красивый мальчик (девочка).
Ты хорошо кушаешь, и поэтому быстро растешь и развиваешься.
У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик.
У тебя нежная, гладкая и влажная кожа.
Ты легко и красиво двигаешься.
Ты здоровый, закаленный, редко и мало болеешь.

3 блок. Нервно-психическое здоровье

Ты спокойный мальчик (девочка).
У тебя хорошие, крепкие нервы.
Ты умный мальчик (девочка).
У тебя хорошо развиваются головка и ум.
У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться.
Ты хорошо спишь.
Ты легко и быстро засыпаешь.
Ты видишь только хорошие, добрые сны.
У тебя хорошо и быстро развивается речь.

4 блок. Эмоциональный эффект, очищение от болезней (из народной медицины)

Я забираю и выбрасываю твою болезнь.
Я забираю и выбрасываю (перечисляете те проблемы, которые есть у вашего малыша).
Я тебя очень-очень сильно люблю.

Я рекомендую составить текст, который подходит именно вам. Идеально, если вы проговариваете это в момент засыпания малыша. Именно тогда психика ребенка находится в состоянии наибольшей внушаемости.



НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ


При выборе, обратите внимание на следующие характеристики:


1. Безопасность отдыха
2. Программа отдыха
3. Коллектив лагеря

Вопросы, которые следует задать администрации лагеря:


1. Сколько взрослых людей будут работать на отряде? Для отряда 20 детей в возрасте 7-9 лет – не менее трёх взрослых, для старших детей — не менее двух.

2. Как организована работа столовой? Рацион питания ребенка должен быть достаточно разнообразным, насыщенным всеми необходимыми для поддержания активного и здорового образа жизни витаминами и элементами. В нем должны обязательно быть представлены мясо, рыба, разнообразные фруктами и овощи, а также кисломолочные продукты и соки. Также при наличии у вашего ребенка аллергии на какие-либо продукты, или каких-то ограничений, то следует обязательно сообщить об этом в офисе лагеря.

3. Каков распорядок дня в лагере? У детей не должно быть слишком много свободного времени (более трех часов в день), так как смена деятельности и является наиболее интересным отдыхом для ребенка.
Какие игры и мероприятия входят в «развлекательную программу» лагеря? Вы можете узнать, какие мероприятия, запланированы на смене. Оцените, насколько такая программа соответствует потребностям вашего ребенка.

4. Кто будет работать на смене? Какой опыт общения с детьми имеют сотрудники лагеря? Педагогический коллектив – основа безопасности отдыха в детском лагере. Очень важно, чтобы сотрудники не были в лагере «по принуждению», то есть проходили практику от педагогического ВУЗа — в таком случае чаще всего студенты хотят просто весело провести время. Очень хорошо, когда вожатые и воспитатели проходят подготовительную школу или специальные курсы вожатского мастерства. Пообщайтесь с руководителями лагеря — важно ваше личное впечатление и доверие к коллективу.

Besucherzahler Foreign brides from Russia
??????? ?????????
Яндекс.Метрика
ukrain women homepage counter ??????? ?????

Назад к содержанию | Назад к главному меню